Сегодня существует множество схем, в соответствии с которыми обладателям материнского капитала предлагают обналичить деньги, чтобы распорядиться ими по своему усмотрению, а не на предусмотренные законом цели. Такие схемы, при всем их многообразии, всегда являются мошенническими и не только создают риск неполучения средств или части средств обладателем материнского капитала, но и являются основанием для его привлечения к уголовной (ст. 159.2 УК РФ) и гражданско-правовой ответственности в виде обязанности вернуть полученные денежные средства в Пенсионный Фонд РФ.
Наиболее распространен механизм обналичивания средств материнского капитала путем оформления мнимых сделок и фиктивных договоров, как правило, между близкими родственниками. Например, лицо, которое имеет законные основания для получения маткапитала, отчуждает недвижимость, где проживает вместе с семьей, по договору дарения, а затем, якобы в целях улучшения жилищных условий, подает заявление в Пенсионный Фонд РФ о распоряжении денежных средств с указанием счета получателя, своего родственника. После этого по фиктивному договору купли-продажи приобретается недвижимость, ранее отчужденная по договору дарения, а лицо, которому поступили денежные средства из ПФР, возвращает их получателю материнского капитала.
Также известны случаи оформления фиктивных ипотеки, свидетельства о праве собственности, договора на проведение ремонтных работ в жилом помещении и оценки стоимости приобретенной недвижимости. Мнимые и притворные сделки различают в соответствии с указаниями, содержащимися в п.п. 86-88 Постановления Пленума ВС РФ от 23 июня 2015 г. N 25.
Уголовная ответственность наступает только в случае, если у лица изначально был умысел на хищение денежных средств и был доказан факт нарушения ответчиком требований Закона о дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей, в части целевого использования средств материнского капитала.
При этом в силу ст. 104.1 УК РФ денежные средства, полученные в результате совершения преступления по ст. 159.2 УК РФ, не подлежат конфискации, а возвращаются в рамках гражданского иска в уголовном деле или в порядке подачи иска в рамках гражданского судопроизводства. Это объясняется тем, что указанные средства предоставляются в интересах всей семьи, включая несовершеннолетних детей, которые не могут лишиться данного права по причине противоправных действий их родителей.